Исповедь —таинство
примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника
открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится
о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать
доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые
подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то
вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их
обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника
назначить вам время для беседы отдельно.
Советы по подготовке к исповеди
1. Осознать свои грехи
Если
вы задумались об исповеди, значит, вы признаете, что в своей жизни
что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и
начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что
противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно
мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании —
Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия
относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые
Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус
Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и
«люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой
исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7
Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос
говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы
относились к своим ближним.
2. Не использовать «списки грехов»
Последнее
время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более
знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными
суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к
исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить
исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом
деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того,
среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что
брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез. Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:
а. Грехи против Господа Бога:
неверие в Бога, признание какой-либо
значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо
христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах,
даже «за компанию», в шутку и пр.;
вера номинальная, никак не выражаемая
в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом
существование Бога, но жить так, словно неверуюший);
творение «кумиров», то есть вынесение
на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога.
Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги,
власть, карьера, здоровье, знания, увлечения – всё это может быть и
хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии
ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;
обращение к разного рода гадалкам,
ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные
силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в
соответствии с заповедями.
б. Грехи против ближнего:
пренебрежение людьми, проистекающее
из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не
обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который
оказался рядом с нами в данный момент);
осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);
блудные грехи разного рода, особенно
прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные
половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному
сожительству относится и распространенный сегодня т. н. гражданский
брак, то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако,
помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может
расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в
Церкви;
аборт — лишение жизни человеческого
существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если
аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и
склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом
грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не
повторит его;
присвоение чужой собственности,
отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание
заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
ложь разного рода, особенно клевета
на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть
уверены в правдивости слухов), недержание слова. Это примерный
перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что
подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей
подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и
прислушиваться к собственной совести.
3. Говорить только о грехах, причем собственных
Говорить
на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или
показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто
священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов
житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на
исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и
осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах
личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их,
казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного
выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены
выбирать между двумя родами греха.
4. Не выдумывать особого языка
Говоря
о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или
«по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным
языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше,
чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.
Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать
священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав
грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится
выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того,
грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении
тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах,
священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на
путь праведности.
5. Говорить о серьезном, а не мелочах
Не
надо начинать исповедь с таких грехов, как нарушение поста, непосещение
храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение
определенного рода одежды и т. п. Во-первых, это точно не самые
серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если
человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в
несоблюдении постов, если сам вектор его жизни был направлен не в ту
сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных
мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в
постный день съела» и «вышивала в праздник». Главное внимание
должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними,
согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но
все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей
семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же
проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских
качеств: любви, терпения, прощения, принятия.
6. Начать менять жизнь еще до исповеди
Покаяние
на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума».
Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то
проступки. Бог не прокурор, а исповедь не явка с повинной. Покаяние
должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и
всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается
за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже
«запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если
человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то, может, с
исповедью стоит повременить? Нужно оговорить, что когда мы говорим
об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего
грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть
несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская
Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К
грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих
страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может
быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью
Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то
они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть
готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного
превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.
7. Быть в мире со всеми
«Прощайте,
и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким
будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к
жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с
братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога
прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают
ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно
физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений.
Тогда важно, по крайней мере, просить со своей стороны и не иметь в
сердце ничего против ближнего.
Несколько практических рекомендаций
Прежде
чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме
обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в
воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях
— и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время
Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время
покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого
перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен.
Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в
субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время
воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к
священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.
Существуют специальные молитвы,
выражающие покаянное настроение. Их хорошо прочитать накануне перед
исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в
любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться
по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.
Во время исповеди священник может
назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения,
чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не
наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное
прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со
стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо,
наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы
что-то сделать практически для изжития греха. Епитимия не может быть
бессрочной: она назначается на какое-то определенное время и потом
должна быть прекращена.
Как правило, после исповеди верующие
причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше
подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за
подготовка, расскажем в отдельной статье.
Если эти небольшие советы помогли вам
в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство
должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие
годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть в тонусе,
внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в
которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.
«Исповедь — ключ от
Царства Небесного», сказал один современный афонский подвижник. Нет
других средств, кроме исповеди, чтобы избавиться от уже совершенных
грехов. В ней же мы черпаем духовные силы, чтобы бороться с грехами и в
будущем.
Грех — это все, в
чем мы разошлись с волей Божией в своих поступках, в словах и в мыслях.
«Все мы, человеки, — пишет святитель Игнатий, — находимся больше или
меньше в самообольщении, все обмануты, все носим обман в себе».
Все мы, следовательно, должны измениться — покаяться. «Покаяние» в буквальном смысле означает "изменение ума". Неверность
Богу начинается в мыслях, и каждый наш грех в конечном итоге еще больше
извращает наш ум. Но для того Бог и стал Человеком, чтобы спасти и
обновить всего человека в каждом из нас — и ум, и душу, и тело. Когда мы
каемся, наши усилия соединяются с Божией силой, — мы и сами стараемся
быть Ему верными, и просим с полной верой о помощи, и получаем ее. Все
решает не то, кем мы были до встречи с Ним. Важнее другое — есть ли в
нас покаяние, то есть воля к тому, чтобы дать Богу место действовать в
нас. Исповедь — важнейшая часть покаяния. То, как мы исповедаемся, очень
мало зависит от наших знаний, способностей или воспитания. Одним
словом, беда не в том, что нас «не научили». Хорошая исповедь бывает у
тех, кто действительно хочет расстаться с грехами, учили их этому или не
учили. К сожалению, мы не всегда бываем упорны в этом желании. Кто-то
удачно сравнил дух человека с пушинкой: он легко поднимается ввысь, к
небесам, но также легко опускается книзу. Иногда бывает трудно и думать
об исповеди. Но, в каком бы мы ни были состоянии, то, как мы
исповедаемся, зависит от нас — не забыли ли мы, в чем смысл исповеди и
насколько серьезно к ней подготовились.