7 июля Рождество Иоанна Предтечи и Крестителя Господня было предсказано пророком
Исаией за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь
Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40; 3), а прославил его
Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна
Крестителя (Мф. 11; 10-11).
Оказывается, все ветхозаветные
пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного —
просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса Христа как Сына Божия. Он не
выводил народ из рабства, как Моисей, и не произносил ярких речей, как Исайя.
Почему же он оказался «больше» их и в каком смысле можно понять это «больше»?
На стыке Заветов
Церковь
принимает масштаб личности Иоанна Крестителя, посвящая ему целый ряд
праздничных и постных дней: зачатие (6 октября); рождество (7 июля);
усекновение главы (11 сентября); первое и второе обретение главы (8 марта);
третье обретение главы (7 июня), не говоря уже о перенесении десницы с Мальты в
Гатчину при императоре Павле (25 октября, сегодня эта святыня находится в
черногорском городе Цетинье, куда ее неведомо как вывезли после революции). Наконец,
его память, т. н. «собор», отмечается и в день после Крещения (20 января).
Интересно,
что под именем пророка Яхьи его почитают также мусульмане. Особую роль отводили
ему в своем богословии самые разные религиозные учения и секты древности –
например, гностики и манихеи. И даже знаменитое празднество Ивана Купала (его
отмечают далеко не только на Руси) в церковном календаре не что иное, как день
рождества Иоанна, хотя здесь наверняка старинные языческие обычаи в сознании
народа просто соединились с датой христианского праздника. Иоанна считали и
считают своим небесным покровителем многие общины, города, провинции и
корпорации — например, канадский Квебек и Мальтийский рыцарский орден, а с ним
и все островное государство Мальта.
В
Евангелии мы читаем, что признание Иоанна как пророка пришло к нему при жизни:
к нему стекались толпы народа, вокруг было множество учеников, и даже иудеи
отправляли к нему гонцов, чтобы спросить, кем он себя считает. В чем причина
такого внимания к личности Иоанна Пророка?
Иоанн,
признанный своими современниками как пророк, оказался ровно на стыке двух Заветов
– Ветхого и Нового. О его зачатии и рождении рассказывает подробно евангелист
Лука. Родители, священник Захария и его жена Елисавета, долгое время были
бездетны (как, например, родители ветхозаветного пророка Самуила). О предстоящем
рождении сына Захария узнал от архангела Гавриила. Вообще, в истории Иоанна
Крестителя мы встречаем очень много деталей, напоминающих нам о Ветхом Завете, но
вместе с тем каждая из них ведет к новому Благовестию. Соединение двух Заветов можно
подметить в том, как произошла встреча нерожденных младенцев, когда еще каждый
из них был во чреве своей матери.
Мария,
получившая весть от того же архангела Гавриила о рождении Сына, пришла к
Елисавете, своей родственнице преклонных лет, бывшей уже на шестом месяце
беременности. Как повествует Лука, «когда Елисавета услышала приветствие Марии,
взыграл младенец во чреве ее» (1: 41) — кто-то счел бы это простым совпадением,
но Елизавета увидела в этом радостное приветствие. Евангелист подчеркивает, что
это было действие Святого Духа и ее младенец во чреве почувствовал приближение
Богородицы. Место встречи праведной Елисаветы и Божией Матерью произошло в Эйн Кареме,
в нескольких километрах от Иерусалима, где сейчас находится русский женский Горненский
монастырь.
Первый
каменный храм обители был освящен в 1883 г. в честь этой встречи Божией
Матери с прав. Елисаветой. А праздник в честь этого события, утвержденный
Священным Синодом, стал именоваться "Целование Мариино" или
"Прихождение Божией Матери в Горний Град Иудов".
Перед храмом находится столб от дома праведных
Захарии и Елизаветы. Справа от входа камень, у которого, по преданию, проповедывал
Иоанн Креститель. Есть в Горнем пещерный храм во имя св.Иоанна Предтечи. Храм
вплотную примыкает к территории католического монастыря Посещения и по
преданию находится на месте дома свв. прав. Захарии и Елисаветы.
Согласно
традиции, икону Благовещения Пресвятой Богородицы из Троицкого собора Русской
Духовной Миссии в Иерусалиме перевозят к источнику Божией Матери в селении
Эйн Карем. После молебна под звон колоколов начинается крестный ход от
источника в монастырь. У входа в храм лежит цветочный ковер, собранный руками
сестер. У иконы, установленной в храме, ставится игуменский жезл. Икона
Благовещения, в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у прав.
Захарии и Елисаветы, остается в Горней на три месяца до дня Рождества Иоанна
Предтечи. Этот праздник является престольным праздником Горнего монастыря. На
Рождество св. Иоанна икону Благовещения провожают из Горней в Троицкий собор
Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Подробнее см. на сайте www.rusdm.ru
|
Главным
в Новом Завете было служение Иисуса Христа, но Иоанн был тем, кто приготовил
народ к этому служению, и знак об этом был дан еще до их рождения. Именно
поэтому церковная традиция называет Иоанна Предтечей, то есть
«предшественником».
Проповедник новых смыслов
Дату
начала проповеди Иоанна точно сообщает св. Лука: «пятнадцатый год правления
Тиверия кесаря», то есть 28-й или 29 год н. э. Иоанн жил в пустыне, носил
грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался саранчой и диким медом — то есть
буквально тем, что можно найти в пустыне. Это пример строгого аскетизма, которому
в будущем последуют христианские монахи. Не случайно, Предтечу иногда называют первым монахом. Такой
образ жизни - признак беспредельного доверия Богу: человек совершенно не
заботится о собственном пропитании, делая свое главное дело (проповедь покаяния
среди богоизбранного народа), зная, что все действительно ему необходимое пошлет
Бог.
Аскет
и пламенный проповедник, Иоанн Креститель от других не требовал никакого
особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины,
служившие римскому оккупационному режиму, и спросили, что им делать. Возможно,
они ожидали, что Иоанн потребует от них немедленно отказаться от сотрудничества
с римлянами, велит бежать в пустыню, поститься и молиться. Но Иоанн сказал им:
«…никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3;
14). Тем самым пророк оправдывает воинское ремесло как факт, но указывает
только как надо верующему его исполнять. Оказывается, от солдат требуется
честно выполнять свои обязанности, не прибегая к насилию и грабежу, и большего
с них не требуется.
В то
же время Иоанн жестко обличал духовных вождей иудейского народа, претендовавших
на обладание окончательной истиной. Согласно Матфею (3;7), именно к ним обратил
он свои слова: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?»
Впрочем,
Лука (3;7) говорит, что эти слова он говорил приходившему к нему народу, стремясь
не оскорбить людей, а таким образом обличить их заблуждение и обратить к
покаянию. Для этого Иоанн указывал им на пагубность греха и горечь положения
нераскаянного грешника перед Богом. Иоанн говорил людям о приблизившемся
Царствии Божием и проповедовал «крещение во оставление грехов». Это было не то
крещение, которое совершается сегодня в христианских храмах. Никто еще ничего
не знал о Кресте — речь шла о ритуальном омовении, которое по ветхозаветному
закону предписывалось совершать после разнообразных осквернений (например,
после прикосновения к мертвому телу).
При
этом старый обряд наполняется новым смыслом. С приходом Иоанна это уже не
просто повторяющееся ритуальное действие, но знак подлинной перемены всего образа
мысли и действий. Потому омовение было не просто избавлением от старого греха,
но началом действительно новой жизни перед Богом. Кроме того, Иоанн учил людей,
что они предстоят Богу не поодиночке: тот, у кого есть лишнее, должен
поделиться с неимущим. Иоанн показывал людям, как они на самом деле должны
жить, если ищут спасения. А уж как кому поступить, каждый решал сам.
Прообраз распятия
К
Иоанну приходили толпы людей, но о себе он утверждал, что он не Мессия,
которого тогда напряженно ожидали, и даже отказывался называть себя пророком. Хотя
на самом деле его служение было вполне пророческим, и даже Христос говорил, что
его можно считать пророком Илией, который, как верили евреи, должен появиться
перед пришествием Мессии.
Сказать
о себе «я пророк» значило бы придать себе высокий статус, предполагающий почести. Иоанн Креститель не искал славы, он был
«гласом в пустыне» — главным для него было то, что Господь открывал через него
людям и потому с самого начала он говорил о Том, Кто идет после него, но был
прежде него. Когда к Иоанну действительно пришел Христос, тот сначала не хотел
крестить Его: да кто он такой, чтобы совершать обряд над Мессией? Но, видимо,
именно такое смирение Иоанна стало причиной того, что Христос (единственный раз
во всем Евангелии!) ничего не сделал Сам и все доверил ему — и потом назвал Иоанна
самым великим из рожденных женами людей. И все-таки, добавил Христос, каждый в
Царствии окажется еще больше его — так он согласился со смирением Иоанна,
никогда не искавшим ни почестей, ни славы.
Жизнь
Иоанна Предтечи закончилась мученически: обличая Ирода за беззаконную связь с
Иродиадой, женой брата, он навлек на себя гнев и угодил в тюрьму. При этом Ирод,
почитая Иоанна Пророком, не решался причинить ему никакого вреда. Но хитрая
интрига царицы и оброненное наспех обещание исполнить любое желание дочери
царицы - плясуньи привели к тому, что царь как бы против собственной воли
повелел отрубить Иоанну голову. Но разве не виден и в этом эпизоде прообраз
распятия Христа, приказ о котором так же нехотя отдал Пилат? Погрязший во зле
мир старается отвергнуть тех, кто обличает его, и находит для того множество
способов и аргументов.
Величие
смирения, величие подвига, величие жертвы — вот, пожалуй, главный урок Иоанна,
сына Захарии, самого великого в Ветхом и самого первого в Новом Завете
человека.
|