Дата
рождения: 19 января 1865 г.
Дата смерти: 25 марта 1925 г.
Дата хиротонии:19 октября 1897 г.
Дата пострига:Декабрь 1891 г.
Страна: Россия
Биография:
В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской
Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в
истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия
она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.
На Патриарший Престол был избран митрополит Московский
и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была
призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.
Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в
городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив
курс торопецкого духовного училища, он поступил в
Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании ― в Петербургскую
духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по
семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь
друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее
служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность
нрава.
После академии он три с половиной года преподавал
догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной
семинарии. В 1891 г. молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона
Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен
инспектором, а впоследствии и ректором Холмской семинарии с возведением в сан
архимандрита. С 1894 г. он ― ректор Казанской духовной академии, и
через три года (8 с половиной лет по выпуске из
Петербургской академии) ― уже епископ, сначала Люблинский,
а затем Алеутский и Североамериканский. В этот период своей
жизни, охватывающии почти десятилетие, он упорядочил
жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые
храмы, и среди них ― кафедральный собор во имя святителя и чудотворца
Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской
епархии, организовал Миннеаполисскую духовную семинарию для будущих пастырей,
приходские школы и приюты для детей. В Соединенных Штатах за
Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия.
Роль его в утверждении Православной Церкви в Америке
действительно огромна. И она не ограничивается спокойным отеческим руководством
и даже воссоединением с Русской Православной Церковью многочисленной новой
паствы, составившейся из переселенцев из районов Восточной Европы. При нем
впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане
других конфессий. Перед Святейшим Синодом Русской Православной Церкви епископ
Тихон отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям. Множество
пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности
евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей. Епископ Тихон
принял деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык. В
Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. епископ
Тихон был возведен в сан архиепископа.
После успешного, но трудного делания в Америке
архиепископ Тихон в 1907 г. был назначен на древнюю Ярославскую кафедру. За
годы своего архиерейства в Ярославле он привел епархию в состояние духовной
сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным, и все полюбили
доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все
приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии. Ярославцам
казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не
хотелось бы расставаться. Но в 1914 г. высшее церковное начальство назначило
его архиепископом Виленским и Литовским, а 23 июня
1917 г. архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан
митрополита.
15 августа 1917 г. в праздник Успения Пресвятой
Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший
Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на
Первосвятительский Престол apхиепископа
Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) И митрополита Московского Тихона, ― как
говорили в народе, «самого умного, самого строгого и самого доброго». Патриарха
предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита
Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском
соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм
Пресвятой Богородицы.
На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли
трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с
новым гocyдapственным
строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все
возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях
захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх
Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в
послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. им выражены архипастырская
озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх
безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже
произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал
всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: « ... а вы противостаньте им силою
веры вашей, вашего властного всенародного вопля ... А если нужно будет и
пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на
эти страдания вместе с собою ... ».
Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны
наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал
исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим,
обращенное к право славной
России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать
драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного
употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во
многом облегчил положение голодающих.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия.
Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах
церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов.
Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха
Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на
пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к
нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона
провозглашается: «Российская Православная Церковь ... должна быть и будет
Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они
ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и
осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)
Новым важным шагом к установлению
позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал
документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925
г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не
совершается, ― писал Святейший Патриарх Тихон, ― во главе Русского
государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская
никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы
должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее
благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым
государственным строем ... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка
чистых, искренних отношении побудит нашу власть
относиться к нам с полным доверием».
Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил
чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к
Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить
себе смысл революционных перемен. Изменение в политической
позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено
было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального
характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть
предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное
правительство ― Советское, что создавало возможность для построения
правового государства, в котором Православная Церковь могла занять
принадлежащее ей место.
Личной проповедью и твердым исповеданием христианской
Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть
представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в
тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре.
Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было
совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в
различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона
было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение
выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал:
«Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом
и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически
жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими
полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на
страдания за всю Русскую Церковь.
Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в
праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском
монастыре.
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью
неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один
безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном
нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем,
как православные люди».
В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной
Церкви Заграницей прославил в соборе новых мучеников и исповедников
Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления
Патриаршества в Pocсии,
Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью
Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26
сентября/9 октября.