Отчего Бог не избавляет людей от страданий?
(Евангелие от Матфея, 33 зачало, глава IX, стихи 27-35)За Господом Иисусом Христом «следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (ст. 27). Для нас эти слова, может быть, не представляют ничего особенного, потому что мы уже твердо знаем, что Иисус есть Мессия, то есть Христос и Сын Божий, но со стороны слепцов обращаться к Господу со словами «Сын Давидов» значило исповедовать действительность пришествия в мир Мессии, ожидаемого тогда всеми евреями. И, понимая, что эти люди уже обрели веру, которой еще не имел еврейский народ, за исключением немногих избранных, то есть апостолов, Господь обратил на них внимание. «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!» (ст. 28). Однако мало иметь веру, так сказать, догматическую, то есть верить в действительность воплощения и пришествия в мир Мессии, – нужно еще иметь веру и в то, что этот Мессия может сделать все, что Он пожелает. Например, мы, люди как будто бы искренне верующие, приняли и исповедуем догматы Святой Православной Церкви и пребываем внутри нее, ограждаемые этими догматами, то есть правильным, истинным учением о Боге и воплощении Сына Божия, но многие из нас не имеют веры жизненной, и потому, прибегая ко Господу в молитве, не получают просимого в различных своих нуждах. Святые отцы говорят, что есть вера, которую можно назвать догматической, и есть вера живая. Живая вера приобретается долгим подвигом и очищением сердца. Движимые такой верой, святые отцы творили многие чудеса, не своей силой, конечно же, а силой Божией, ибо они верили, что по их молитве – будь то просьба об исцелении от болезни, об избавлении, например, от засухи или иной какой-нибудь неприятности и скорби, – сила Божия будет содействовать людям в тех или других ситуациях. Когда Господь Иисус Христос услышал, что слепцы имеют правильную веру, то захотел испытать их, имеют ли они и веру живую, сердечную, иначе говоря, исповедуют они эту правую догматическую веру своим сердцем или только умом. Ведь то, что пребывает лишь в уме человека, что не проникло в его сердце и не укоренилось в нем, еще нельзя назвать истинным убеждением. Слепцы ответили просто: «Ей, Господи!», то есть: «Да, Господи, мы имеем веру!», – и тогда Господь Иисус Христос «коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (ст. 29). Если бы у слепцов не было настоящей, сердечной, жизненной веры, которая укоренилась уже в их сердцах, и стала их глубочайшим, искреннейшим убеждением, тогда слова Господа Иисуса Христа: «По вере вашей да будет вам», так сказать, прилюдно опозорили бы их, потому что обнаружилось бы, что они не имеют настоящей веры. Но произошло иначе: «И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (ст. 30) – выяснилось, что они на самом деле верят так, как говорили. В нашей жизни чаще всего бывает совершенно противоположное – когда мы молимся Господу, чтобы Он избавил нас от какой-либо нужды или скорби, мы не получаем просимого. Будь то душевная скорбь от борьбы с грехом или какие-то жизненные трудности, ведь мы люди, облеченные плотью, и нуждаемся также и в телесном благополучии. Можно сказать, что слова Господа: «По вере вашей да будет вам» – обращены и к нам, следовательно, мы ничего не получаем потому, что верим только умом, наша вера не доходит до нашего сердца и не укореняется в нем. Вера еще не превратилась в наш внутренний стержень, не стала для нас самым важным, самым необходимым, попросту говоря, не стала нашей жизнью. Наша внешняя и внутренняя жизнь протекает сама по себе, а вера занимает в ней только некоторую малую часть. И вот, поскольку мы не имеем этой добродетели – сердечной веры, то и не получаем от Бога почти ничего, о чем просим. «И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» (ст. 30–31). Не нужно думать, что слепцы ослушались Господа и согрешили. Господь Иисус Христос, будучи человеком совершенным в отношении исполнения всех добродетелей, повел себя смиренно и нам дал пример смирения, можно сказать, скромности. Речь, конечно, не идет о том, что Он поступил так специально для нас, но вся жизнь Спасителя является для нас примером, ибо он естественно совершал все те добродетели, которые необходимо творить и нам. Глядя на земную жизнь Спасителя, мы можем подражать Ему, и в данном случае – подражать в смирении. Подавая нам пример смирения, Господь запретил исцеленным слепцам рассказывать о Себе, но они не смогли сдержать благодарности и любви к Господу Иисусу Христу и прославили Его по всей той земле. Как Господь проявил отнюдь не лицемерное, а свойственное Ему смирение, потому что оно было для Него совершенно естественной добродетелью, так и эти люди повели себя вполне естественно, сделав то, что должен был бы сделать любой благодарный Богу человек, хотя на первый взгляд они и ослушались Господа Иисуса Христа. Вспомним, как Господь исцелил десять прокаженных: Он послал их показаться священникам, и по дороге все они исцелились, но только один самарянин вернулся и благодарил Бога, Господа нашего Иисуса Христа, остальные же пошли дальше. Они как будто бы исполнили в точности приказание Спасителя, но на самом деле правильно поступил тот, кто вернулся, и Спаситель подтвердил это Своими словами: «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк. 17, 17) – то есть: «Неужели только один пришел благодарить Бога?» Значит, и исцеленные слепцы поступили совершенно правильно, воздав хвалу Богу. «Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (ст. 32–34). Я часто повторяю в своих проповедях, что евангелисты изобразили в Евангелии только самые примечательные чудеса, которые особенно запомнились им и впечатлили их. И вот, следом за чудом исцеления двух слепых описывается исцеление немого, который был немым не от природной болезни, не по причине некоторого органического поражения органов речи, но будучи связан бесом. Изгнав беса, Господь исцелил и этого немого. Однако, несмотря на все чудеса, подтверждавшие Божественность Спасителя и указывавшие на то, что Он есть истинный Мессия, фарисеи не желали признавать эту очевидную истину и клеветали на Него: «Да, – говорили они, – чудес мы отрицать не можем, но совершает Он их силою не Божией, а бесовскою». Иногда Господь опровергал клевету фарисеев ради тех людей, которые присутствовали при совершении чуда, но в данном случае Он оставляет ее без внимания, ибо сами чудеса были столь очевидны, произвели такое сильное впечатление на всех людей, окружавших Господа, что не нуждались ни в каком оправдании. «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (ст. 35). Вот слова, подтверждающие то, что в Евангелии описаны только самые примечательные чудеса: «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Сколько нас сейчас присутствует в церкви – и многие чем-то больны, можно даже сказать, что здоровых людей почти нет. Некоторые талантливые врачи могут, конечно, лечить определенного рода болезни, но Господь Иисус Христос исцелял «всякую болезнь», даже и ту, которая казалась уже совершенно неизлечимой. Он исцелял всех людей, которые к Нему приходили или встречались с Ним в собраниях верующих, то есть в синагогах, от любых болезней. Но что еще, кроме прозрения, даровал Господь исцеленным слепым? – благодать прославлять Бога. Сразу после исцеления они увидели не только вещественный мир со всей его красотой, не только творение Божие, но и Самого Творца – в Господе Иисусе Христе. Для того и даровано им было телесное здравие, чтобы они приобрели здравие душевное, прозрели духовно и смогли и телесными, и душевными очами созерцать вожделенного для всех Мессию, Сына Божия. И исцеленный бесноватый немой, в первую очередь, конечно же, также благодарил и восхвалял Господа Иисуса Христа, хотя Евангелие и не упоминает об этом. Господь дарует людям телесное здравие только тогда, когда это необходимо им для большего познания Его Самого. Если же исцеление может увести нас от познания Бога, то Он оставляет нам наши земные скорби. Ведь часто бывает так, что люди, получив от Бога просимое, избавившись от какой-нибудь беды, тут же перестают молиться. Единственное, что понуждает их к молитве, – это скорбь или неприятность, и если по милости Божией она проходит, то люди забывают Бога. Например, когда в наш монастырь обращались люди, которые шли воевать в Чечню, то священники служили над ними особенный молебен, который мало где совершают. Впоследствии эти люди возвращались, не получив, бывало, ни одной царапины. Не буду подробно описывать (так сказать, выдавать чужую тайну), как искренно эти люди молились перед страшными испытаниями и как потом, вернувшись целыми и невредимыми, забывали Церковь, забывали поблагодарить Господа. Подчас люди ропщут на то, что на земле много страданий: почему Господь не помогает, не исцеляет людей, не избавляет их от этих страданий, если Он Всемогущий и одновременно Милосердный, если Он действительно «есть любовь», как говорил апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 8)? Но если бы Господь даровал всем людям полное благополучие, то, наверное, тогда почти никто даже и не вспомнил бы, что Бог существует. Так бы мы и пребывали в своем беззаботном, плотском состоянии, ни о чем не задумываясь. Не будем и о себе думать слишком хорошо: если мы внимательно и беспристрастно на себя посмотрим, то увидим, что и мы наиболее искренно молимся, когда у нас какая-нибудь неприятность. У кого-то это телесные скорби, а у кого-то – душевные, когда человека мучает какая-то страсть и он, желая сохранить свою христианскую совесть чистой, искренне молится, чтобы Господь помог ему победить страсть, к примеру, блудную, или осуждения, или уныния, или гнева. Может быть, молитва об избавлении от страсти несколько выше молитвы о телесных нуждах, но, тем не менее, и она вызвана скорбью. Когда же у нас все хорошо, нет ни внутренних браней, ни внешних беспокойств, то мы почти и не молимся, молитва наша как бы засыпает. Мы должны смириться перед Промыслом Господа Вседержителя и понимать, что если Он не дает нам телесные блага, то это происходит потому, что они могут увести нас от познания Пресвятой Троицы, от познания Господа Иисуса Христа, воплотившегося Второго Лица Пресвятой Троицы. Действительно, скорби часто заставляют нас духовно прозреть и отверзают наши внутренние, духовные уста для того, чтобы мы молились Богу. Они избавляют нас от душевной слепоты и немоты, подобно тому, как Господь исцелил двух слепцов и немого. И как эти люди, исцелившись, в первую очередь прославили Господа Иисуса Христа, так и мы, прозревая духовно, своими внутренними устами должны призывать Его в молитве Иисусовой и этим призыванием прославлять. Постоянно призывая Господа, мы подражаем слепцам, вопиявшим: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас!», и можем постепенно приобрести живую веру, ибо даже Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, может содействовать человеку только тогда, когда в нем есть живая вера. Своим неверием или маловерием мы делаем Господа бессильным по отношению к нам, а призывая Его непрестанно, мы, хотя и по крупицам, приобретаем все больше и больше благодати, и наконец в нас пробуждается такая вера, что если бы Господь действительно сказал нам: «По вере вашей да будет вам», – то наши желания исполнились бы. При прохождении подвига Иисусовой молитвы сами желания наши постепенно очищаются, мы избавляемся от суетных, пустых, ненужных прихотей и приобретаем желания богоугодные и спасительные. И вот, когда в нас появятся желания истинные, достойные образа Божия, каковым является человек, тогда в нас усилится и вера и по вере нашей мы получим прощение грехов, очищение души и жизнь вечную. 3 августа 1997 года Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
|