ОТ
ВОСКРЕШЕНИЯ ЛАЗАРЯ К ХРИСТОВУ ВОСКРЕСЕНИЮ.
Пятницей шестой недели Великого
Поста заканчивается Святая четыредесятница, которая нас подводит к Страстной
Седмице и к празднику Пасхи. Душеполезную
совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети,
Человеколюбче, еже прославити в ней величие Твое, и неизреченное нас ради
смотрение Твое, единомудренно вопиюще: Господи, слава Тебе – поется за
вечерним богослужением. 40 дней поста
символичны в Православной Церкви, сколько постился Христос в пустыни, а также
Моисей прежде чем получить скрижали Завета и многие праведники.
Пост еще будет продолжаться в
течении 8 дней до самой Пасхи, однако он будет уже посвящен другим событиям:
скорбным и радостным, которые описаны в Евангелии:
Воскрешение Лазаря – Лазарева Суббота.
Накануне Входа Господня в
Иерусалим, в субботу, Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря,
совершенное Иисусом Христом за неделю до Пасхи. Праведный Лазарь, брат
известных по Евангелию Марфы и Марии, ожил силой Божией через четыре дня после
смерти. Чудо, совершенное на глазах людей, обратило многих к вере во Христа, но
и вызвало негодование старейшин иудейских: синедрион решил схватить Иисуса
Христа и Лазаря.
Богослужебное празднование
Лазаревой субботы и Входа Господня основано на хронологии повествования
евангелиста Иоанна в 12 главе. Тропарь и воскрешения святого праведного Лазаря
и Входа Господня один и тот же:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых
воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения
носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во
имя Господне.
В народе
это праздник Входа Господня в Иерусалим
называется Вербным Воскресением, Неделей
Ваий, или Цветоносия. И мы яко отроцы победы знамения носящее:
- победы над смертью символом, которой были пальмовые ветви, которыми встречали
Христа Жители Иерусалима.
С вечера этого же дня в течении
трех дней вплоть до Великой Среды Утреня начинается пением тропаря: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб,
егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе
моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне
затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй
нас.
Этот тропарь является толкованием
притчи о десяти девах, которые приготовились к встрече Жениха (Мф. 25: 1-13), а
также призывает нас к духовному бодрствованию в ожидании Страшного Суда.
Страстная Седмица
Неделя перед Пасхой, или по-славянски седмица
называется Страстной, потому что она посвящена последним дням земной жизни
Христа: Его страданиям, смерти на Кресте и погребению. Каждый день этой Седмицы
называется Святым, или Великим последний из которых – Великая Суббота заканчивается
пением праздничных гимнов: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его… Егда
снишел Еси к смерти Животе бессметртне, тогда ад сокрушил Еси блистанием
Божества…
Великий понедельник
В этот день воспоминается
ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз
страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии
Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных
плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел тем самым напоминая нам,
что жизнь христианина должна быть плодотворной и добродетельной.
Великий Вторник
Во вторник утром Иисус пришёл из
Вифании в Иерусалим и учил народ. В этот день им было рассказано ученикам о
втором пришествии (Мф.24), притча о десяти девах (Мф.25:1-13), притча о
талантах (Мф.25:14-30). Первосвященники и старейшины искушали его вопросами
(Мк.11:27-33), хотели арестовать его, но боялись сделать это открыто из-за
народа, который почитал Иисуса за пророка (Мф.21:46), восхищался его учением
(Мк.11:18) и внимательно слушал его (Мк.12:37). Великая Среда
На четвертый день после Своего
торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и
Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26:2) В этот день, по нашему,
это была среда, - первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у
первосвященника Каиафы и совещались между собой, как бы им погубить Иисуса
Христа. Один учеников Иисуса Христа -
Иуда, обуреваемый страстью сребролюбия, предаст Спасителя за 30
сребреников. В этот день также вспоминается грешница, которая, омыв слезами и
помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к
погребению.
С этого дня прекращается чтение
молитвы Ефрема Сирина, а также Псалтыри, которая чтение которой начнется в
Субботу Светлой Седмицы.
Великий Четверг
В четверг Страстной седмицы вспоминаются
в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот
день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого
Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего
смирения и любви к ним, молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство
Иуды.
На Литургии вместо Херувимской
песни поется тропарь этого дня, который мы читаем перед каждым причастием: Вечери
Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими, не бо врагом Твоим тайну
повеем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя,
Господи, во Царствии Твоем.
Великая Пятница посвящена событиям осуждения на смерть. Крестных
страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы
поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и
трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого
пятка, которая обычно она служится в четверг вечером, читаются 12 Евангелий
Завета Святых Страстей. В этот день не положена Литургия – читаются так
называемые Царские Часы, за вечерним богослужением выносится плащаница с
изображением Спасителя лежащего во гробе, перед которой поется Утреня с чином
погребения.
Великая
Суббота В Великую субботу совершается
литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с
Евангелием читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные
пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от
греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. Вместо «Святый Боже» на Литургии поется «Елицы во Христа крестистеся», что
является историческим свидетельством того,
что эта Литургия была когда-то крещальной, к которой подготавливали
новоначальных весь Великий Пост. Далее
читается послание апостола Павла к Римлянам о таинственной силе Крещения, и о
том, что мы должны умереть для греха, чтобы воскреснуть для новой жизни во
Христе. Стать мертвыми для греха и живыми для Бога. (Рим. Рим. 6:11) По чтении
апостольского послания вместо привычного "Аллилуиа", поются семь стихов,
избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа:
"Воскресни, Боже, суди земли". Во время пения этих стихов
священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие
от Матфея. В греческой традиции этот момент богослужения называется Первым
Воскресением (Проти Анастаси).
Вместо Херувимской песни поется: Да молчит
всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе
да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и
датися в снедь верным.
После Литургии священник читает
молитву на благословение сыра, яиц,
брашна и мяса – это молитва на завершение поста, которая предписана Уставом
для чтения в этот день. Люди приносят
куличи и пасхи (сгустевшее млеко – так она называется в церковных книгах) на
освящение, чтобы священник окропил их
святой водой.
В НАШЕМ ХРАМЕ ОСВЯЩЕНИЕ КУЛИЧЕЙ И ПАСОК БУДЕТ СОВЕРШАТЬСЯ
СРАЗУ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ ДО 12:30, ПОСЛЕ ПАСХАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ И
ПЕРЕД ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЧЕРНЕЙ В 15:00 В САМ ДЕНЬ ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ.
|