"Дева
днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели
со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит
Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в
середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза
Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из
Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения,
когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый
(память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по
воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и
окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой
апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена,
Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала
в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив
которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися
в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица
сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей
солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил
стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли,
брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил:
"Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила
Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя
и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, - глаголаше в молитве на
воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека,
молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего
тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать
молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом
покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там
Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и
оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там".
Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV
веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир
Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но
Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника
в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и
милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без
празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой,
Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская
Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными
пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны
грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя".
Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был
славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в
рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери
появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам
храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем
Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви
около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке
существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский
монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией
Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной
защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице,
да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых
напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя
величаем".
Тропарь (глас 4):
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати,
пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/
покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи
Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.
Кондак ( глас 3):
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится
Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки
ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Величание:
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.