25 декабря / 7 января – Рождество
Христово «И Слово стало
плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его,
славу, как Единородного от Отца.» (Ин.
1;14) В первой главе Евангелия от
Иоанна говорится о великом событии воплощения Бога на земле, явлении Бога во
плоти. Мы верим в Единого Сына, Господа Иисуса Христа в двух природах –
человеческой и божественной – соединенных неслитно, неразлучно, неизменно,
нераздельно. Эта формула, определенная святыми отцами на Халкидонском Соборе,
была дополнена учением о двух волях во Христе – Его человеческая воля следует и
во всем покорна Его Божественной воле. Явление Бога во плоти - это
высшее Божие Откровение, сердцевина человеческой истории. Это больше, чем
сотворение мира, потому что воплотившись Бог сделал чуждое (человека) частью
Себя. Христос – совершеный Бог и совершенный человек – пришел на землю, чтобы
спасти людей. Через Его воплощение мы, люди, стали ближе к Богу – естество
Божеское и человеческое соединились в Лице Богочеловека. Он был рожден
непорочным зачатием от Святого Духа и Девы Марии, совершил дело искупления
людей, принеся Себя в жертву на Голгофе, открыл нам дорогу в Царство Небесное к
Богу и общению с Ним, высшим благам, утраченным человечеством вследствие
грехопадения Адама. Иисус Христос, родившися в Вифлееме, стал Спасителем и главой
Церкви, дал власть апостолам (а через них священству) отпускать человеческие
грехи и перерождать человека в таинствах Церкви. Жизненный путь каждого
христианина пролегает через Вифлеем, место, где для каждого из нас родился
Спаситель и где, символически, начинает свое духовное перерождение каждая христианская
душа. Вифлеем (BetLehem) – в переводе «дом
хлеба», для христианина – дом Хлеба Небесного. По словам свт. Филарета, каждая
христианская душа «должна соделаться Вифлеемом, дабы внити потом и
преобразиться самой в Иерусалим новый, в скинию Божию (Апок. 21:2,3)». Очень
важно для человека не застрять в ветхом Иерусалиме. В Евангелии мы видим два пути к
рождающемуся Христу: путь волхвов и путь пастухов. Первыми небесную весть о
рождении Богомладенца и славословие услышали пастухи (в Бет-Сахуре недалеко от
Вифлеема) и сразу же поспешили на встречу с Ним, следуя путем веры. Другой путь
– путь света и ведения, путь волхвов, управляемый знамением звезды, которую они
увидели на востоке и которая проводила их до пещеры Рождества. Путь волхвов
был продолжительнее (издалека, через
Иерусалим), труднее и опаснее. Однако оба пути благословлены Богом, и каждый человек
выбирает свой путь в Вифлеем. Вифлеемское знамение родившегося Спасителя дано
каждому из нас, оно управляет нашим духовным путем ко Христу. Христос умалил
Себя, став человеком. Мы же зачастую стремимся не умаляться вместе с Ним, но
расти в своей мудрости, знаниях, благополучии, желаниях. Мы на деле желаем
лучше жить, чтобы умереть, а не умирать вместе со Христом, чтобы жить. Бог
Слова поучает нас из Своих яслей уподобиться Ему, взыскать Его младенчества.
«Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф.
18:1,3). Младенец стремится на руки к своей матери, живет ее умом и волей,
питается ее пищей и живет ее жизнью. Так происходит и с человеком, живущим в
Премудрости Божией. Важно помнить, что Бог с нами во всей нашей жизни и делах,
если только мы совершенно предаем Ему себя. Бог с нами, но важно и нам не
переставать быть с Ним, через память о Нем, молитву к Нему, через веру и
любовь, через дела, которые угодны Богу и приближают нас к Нему. Слава в вышних Богу, и на земле
мир, в человеках благоволение! Христианские святыни, связанные с событием Рождества Спаситель родился в иудейском городе Вифлееме, в 9 км. от Иерусалима. Его также
назвают городом Давида (Лк. 2:4): здесь родился царь, пророк и псалмопевец
Давид, здесь же он был помазан на царство пророком Самуилом. Ко времени рождения
Спасителя в Римской империи проводилась перепись населения, и Иосиф из Назарета
отправился, вместе с Мариею «обрученною ему женою» в Вифлеем, потому что он был
«из дома и рода Давидова» (Лк. 2:1,3-7). Там и родился Богомладенец Иисус в
пещере (вертепе), где остановилось Святое Семейство за неимением места в
гостинице.
|