Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом
он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на
Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за
Господом. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за
жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол
не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он
особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при
воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня
на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по
знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени
предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного,
вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и
Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего
Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути,
скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью
и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа:
"Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" ( Ин. 19, 26, 27).
С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой
Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию,
направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия,
взяв с собой своего ученика Прохора.
Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной
бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн
остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего
духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день
пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег
человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь
сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик
отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам
о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими
чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это
время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола
Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа
апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего
избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и
остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в
который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна
сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути
следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове
Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех
жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он
изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое
множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали
большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех
надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели
апостола. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь,
силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения
бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в
морской пучине. Апостол Иоанн удалился со своим учеником
Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во
время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе
упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что
он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет
Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" ( Откр. 1, 8),
- возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была
написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна
Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в
Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться
лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе
Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим
исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого
Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может
приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном,
говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости,
узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся
предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в
пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол
побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на
себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой
любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою
жизнь. Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним
лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго
оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за
пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в
земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они
засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого
наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они
закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные
ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но
ничего в ней не нашли. Каждый год из могилы святого апостола
Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и
исцелились им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого
апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая. Господь дал своему
любимому ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома" - вестника
устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым
Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер
христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов.
Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический
знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь
дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб
Божиих.
Иконописный подлинник |
|
|
|
|
Новгород. XV.
Святые Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп.
Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора.
Новгородский музей.
|
|
|
Константинополь. 985.
Преставление ап. Иоанна Богослова. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.
|
|
|
Византия. XII.
Деисус со свв. Евангелистами (фрагмент). Миниатюра. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае.
|
|
|
Византия. XIV.
Собор свв. апп. Икона. Византия. 1 четверть XIV в. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва.
|
|
|
Дечани. Ок. 1350.
Погребение ап. Иоанна. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.
|
|
|
Владимир. 1408.
Ап. Иоанн. Прп. Андрей Рублев. Фрагмент фрески "Страшный суд" Успенского собора. Владимир. 1408 г.
|
|
|
Русь. XVI.
Ап. Иоанн с житием. Икона. Русь. Начало XVI в. 130 х 104.
Из ц. Иоанна Богослова на Тошне Вологодского уезда. Вологодский
областной краеведческий музей.
|
|
|
Русь. XVI.
Ап. Иоанн с житием. Икона. Русь. Начало XVI в. 93 х 71. ГТГ. Москва.
|
|
|
Русь. XVI.
Ап. Иоанн. Икона. Русь. XVI в. Рязань.
|
|
|
Афон. 1547.
Погребение ап. Иоанна. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.
|
|
|
Русь. XVII.
Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. |
|