ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Праздник СРЕТЕНИЯ отмечается на 40-ой день после
Рождества, тем самым завершая цикл зимних праздников, связанных с пришествием в
мир Христа: Рождество, Обрезание, Крещение и Сретение.
Сретение
означает - встреча. Эта встреча произошла в Иерусалимском храме, куда пришло
Святое семейство после сорокадневного очищения Девы Марии, чтобы принести
жертву Богу за новорождённое Дитя как предписывали правила Ветхого Завета для
каждой роженицы. В Иерусалимском храме уже не один год их ждал праведный Симеон
Богоприимец, один из 70 переводчиков Библии на греческий язык для
Александрийской Библиотеки. По преданию, работая над книгой пророка Исайи, он
усомнился в верности первоисточника - «Се Дева во чреве
приимет и родит сына» (7 гл. 14.ст.), решив исправить на «Се жена»,
кажущееся ему верным по смыслу. Однако, он получил уверение в том, что ему
самому будет суждено застать описываемые пророком событие – пришествие Христа.
И вот, в
храме, взяв на руки Богомладенца, он обратился к Нему с молитвой, с тех пор
читаемой в церкви за каждой вечерней службой: «Ныне отпущаеши раба
Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу
людей Твоих Израиля»
(Лк. 2: 29-32).
Обращаясь
к Богородице, он предрек ей что «лежит
Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе
Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:
34-35).
Симеон сказал Деве Марии то,
что ей, как Матери Христа – Богородице, будет тяжело и больно смотреть на то,
что мир не примет своего Спасителя, а сами её переживания образно названы
«оружием». В евангелии от Луки говорится, что Мария все сказанные слова «сохраняла
в сердце своем» (2 гл. 52 ст.).
Святые отцы Церкви толкуют это выражение как проявление
душевных страданий, скорби, бесчисленных помышлений, а иногда и сомнений
Пречистой Богородицы.
Апогеем этих страданий, переживаний, а иногда и сомнений, стали события
предательства, суда, приговора на распятие и погребение ее Пречистого Сына и
Бога Нашего Иисуса. В богослужении праздника преподобный Косьма Маюмский на
основании толкований предшествовавших ему отцов передал эти слова Симеона:
«И Твое
сердце, нетленная, оружие пройдет, -
Симеон Богородице провозгласи, - на Кресте зрящи Твоего Сына, Ему же
вопием: благословен Бог отец наших.»
В иконографии это событие получило свое выражение в образе иконы Божией
Матери «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная». Иногда он называется
«Симеоново проречение».
|