В конце лета, 28 августа, Православная Церковь празднует конец земной жизни Богородицы; Матери Иисуса Христа, отмечает ее смерть или, как принято говорить, Успение События праздника: Удивительно многогранное и глубокое слово «успение» – говорит о смерти как о сне и соединяет в себе мир, блаженство, успокоение, радость и надежду на пробуждение. Описание событий, которым посвящен праздник Успения Богоматери, можно без труда найти в многочисленных книгах и статьях. Если опустить разночтения и разного рода подробности, то кончина и погребение Богородицы произошли следующим образом. Последние годы жизни Дева Мария пребывала в Иерусалиме. Дни и ночи она проводила в молитве, нередко приходила для этого к местам распятия и погребения ее Сына. В одно из таких посещений пред ней предстал архангел Гавриил, тот самый, что возвестил ей радостную весть о рождении Иисуса – Спасителя мира. В этот раз он открыл Марии ее скорую кончину. Богородица открыла это некоторым ученикам Иисуса и Иосифу из Аримафеи – праведному человеку, который снял с креста ее Сына и похоронил Его. Божья Матерь молилась, чтобы Господь перед смертью привел к ней апостолов. Чудесным образом апостолы буквально «слетелись», чтобы послужить Ей. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и устроили ее погребение. И Богоматерь и апостолы пребывали вместе в молитве, ожидая пришествия Сына Божия. Внезапно верх помещения, где они собрались, как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов. Без всякой боли и телесного страдания, как в приятном сне, Пресвятая Дева почила, предав свою душу в руки Своего Сына и Бога. Оплакав разлуку, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа двенадцати апостолов понесли на плечах одр, на котором лежало тело Богоматери. В Гефсимании – место в Иерусалиме у подножья Елеонской горы, где любил уединяться Иисус – шествие остановилось, чтобы отдать последнее целование телу Пресвятой Девы. В этот миг раздалось радостное ангельское пение и многие больные получили исцеление. К вечеру тело положили в погребальную пещерку и закрыли вход большим камнем. На третий день для опоздавшего апостола Фомы гробницу открыли: тела Богоматери там не оказалось, остались только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. В этот же день, во время вечерней трапезы, апостолы услышали ангельское пение и увидели в воздухе стоящую Богоматерь, сияющую и окруженную ангелами. Нельзя точно сказать в каком возрасте и когда почила Богородица. Вероятно, это были 50-е годы первого столетия. Ей было около 70 лет. Когда и как появился этот праздник? Современному человеку трудно объяснить смыл и значение Успения Богоматери. Первая и главная трудность состоит в том, что в отличие от событий из жизни Иисуса Христа, записанных его современниками – евангелистами (евангельские повествования появились в середине, второй половине I века), описание жизни Богоматери основаны на преданиях, зафиксированных спустя несколько столетий после Ее жизни. Из Нового завета мы знаем лишь, что Мария Матерь Господа Иисуса Христа после Его смерти и воскресения пребывала с апостолами – учениками своего Сына. Она жила у одного из них – Иоанна, известного ныне как апостол Иоанн Богослов. Иными словами, Библия ничего не говорит о времени и обстоятельствах смерти и погребения Пресвятой Богородицы. Первые письменные упоминания об этом встречаются в трудах церковных писателей IV века без каких-либо подробностей. Дошедшие до нас церковные календари (месяцесловы) первых веков содержат праздники в честь многих святых мучеников, но праздников в честь Девы Марии там нет. Общецерковное празднование Успения Богородицы началось лишь в VII веке, а события смерти и погребения, в том виде, как мы их знаем, собраны и изложены только к XIV веку константинопольским монахом Никифором Каллистом. Но именно тот факт, что несколько первых столетий христианства имя и личность Богородицы оставались в тени, в том числе и в Евангельских повествованиях и в писаниях апостольских, дает нам возможность понять значение и смысл богородичных праздников и прежде всего Успения Пресвятой Богородицы. Дело в том, что первые столетия христиан были временем испытания Церкви, временем гонений. Христиане равно чтили всех умерших членов Церкви, тех, кто приобщился Телу Христову. Особо они выделяли лишь мучеников – истинных свидетелей о Христе, тех, кто во время гонений не отрекся от Бога, а доказал свою веру ценой собственной жизни. Мученики выбрали смерть, чтобы обрести истинную жизнь, жизнь со Христом Богом. Такое свидетельство сильнее всякой проповеди содействовало становлению Церкви и обращению людей ко Христу. Лишь в начале IV века христианство получило право на открытое существование в Римской империи. Эпоха мучеников, эпоха живого свидетельства закончилась. Для Церкви началась эпоха философского, культурного и даже политического осмысления, когда необходимо было не только выразить и объяснить свою веру на языке понятном римскому миру, но и создать педагогику веры. Для того времени очень важно было доказать богочеловечество Господа Иисуса Христа, только так можно было объяснить непризрачность и абсолютную реальность как Его рождения, так и страданий, смерти и воскресения. Евангелие ясно говорило о Христе, как о Сыне Божьем, который родился человеком, и не перестал быть Богом. Но жизненно важное для христианской Церкви философское, богословское учение о Христе нуждалось не только в логическом обосновании, но и в раскрытии педагогическом и мистическом. Именно личность Марии Матери Иисуса смогла дать христианам необходимую опору. Судите сами. Мы можем быть уверены в человечестве Христа, если доподлинно знаем, что у него есть мать – настоящая женщина, родословная которой известна от евангелистов. Почитание Девы Марии Матери Иисуса как Богородицы, как той, от кого родился Сын Божий Христос Спаситель, как нельзя лучше помогает христианам не столько даже понять, сколько принять, прочувствовать веру в богочеловечество Христа. Предание иерусалимской общины и последующее его развитие дало многообразный материал для описания самых разных событий из жизни Девы Марии. Можно по-разному относиться к тем или иным подробностям, можно долго говорить о достоверности того или иного факта. В данном случае – это не столь важно, ибо речь идет о педагогике, о попытке выразить куда более важную правду об Иисусе Христе и его Матери, чем, к примеру, ответ на вопрос о том, как на самом деле собрались апостолы к ее смертному одру. Главное – эти праздники фокусируют внимание на ключевых событиях жизни Девы Марии, событиях, которые позволяют увидеть в ней Богородицу, Богоматерь: рождество, введение во храм (посвящение Богу), благовещение (принятие вести от ангела о рождении Иисуса), рождение Сына и успение. Что же главное в празднике Успения Пресвятой Богородицы? Мне очень близки и понятны слова об Успении Пресвятой Богородицы, сказанные известным православным богословом и проповедником прошлого века протопресвитером Александром Шмеманом. В празднике Успения Церковь поминает смерть Той, чей Сын победил смерть, воскрес из мертвых и даровал тем, кто верует в Него, обещание последнего воскресения и торжества жизни неумирающей. Вспомним, что в момент смерти Богородица предала душу свою в руки Сына Своего Господа Иисуса Христа и Он принял ее. Вспомним и повествование, что на третий день апостолы не нашли тела Богородицы в гробнице. Таким образом, мы видим смерть и то, что уже совершилось в этой смерти: разлука и соединение, печаль и радость, и в пределе, на последней глубине — не смерть, а жизнь, жизнь с Богом лицом к Лицу. «По рождестве Дева, и по смерти — жива», — поет Церковь в день Успения Пресвятой Богородицы и прибавляет: «в рождестве Ты сохранила девство, а в успении мира не оставила…» Для Богородицы смерть стала радостной встречей. И для христиан в празднике Успения — вся тайна смерти раскрывается как радостная тайна. Если смерть для многих – это ужас и горе разлуки, нисхождение в страшное одиночество и тьму, то всего этого нет в смерти Девы Марии. Ее смерть, как и вся жизнь, — только встреча, только любовь, только приближение к немеркнущему теплому свету вечности и вхождение в него. И это уже начало общего воскресения, это надежда христиан, это воочию увиденное будущее.
Автор: Юрий Белановский
|