Летний пост, который сегодня мы называем Петровым, или
апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых
апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, постом и молитвой
готовились к проповеди Евангелия.
День Сошествия Святого Духа на апостолов, когда на
пятидесятый день по Своем Воскресении и
в десятый день по Вознесении Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал
Пресвятой Дух на Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников.
Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на
апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал новый закон. Место
Синайского закона заняла благодать Святого Духа, законополагающего, подающего
силы к исполнению Закона Божьего, дающего оправдание не по делам, а по
благодати.
В период от Воскресения Христова до Пятидесятницы нет
поста, потому что в эти дни Господь пребывал со своими учениками. Не постимся,
потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься,
когда с ними жених (Лк. 5, 34).
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост
особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными
даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий папа Римский. —
За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием,
обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для
врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным
благоволением».
До наших дней дошел памятник раннехристианской
письменности, известный под названием «Постановления святых апостолов». В
пятой книге Постановлений читаем: «отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну
седмицу, а после нее одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и
веселились о даре Божием, и постились после послабления». Первая часть этого
постановления соблюдается у нас до сего дня: после Пятидесятницы идет так
называемая сплошная седмица, в течение которой пост запрещается. Вторая часть
постановления (относительно длительности воздержания) со временем претерпела
изменения. Это было связано со строительством в Риме и
Константинополе храмов в честь первоверховных апостолов Петра и Павла и установления
их праздника 29 июня/12 июля. Таким образом, пост продлился до дня святых
апостолов и стал переменным по продолжительности от полутора до шести недель:
его начало зависит от дня празднования Пятидесятницы, а конец строго
фиксирован.
Блаженный
Симеон Фессалоникийский пишет: «пост
установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ. Они
явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это
против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память.
Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после
сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем,
чествуем передавших нам поститься апостолов».
Сколько
длится Петров пост
Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает
Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с
окончанием Триоди, или после 1ой недели по Пятидесятницы - недели Всех Святых и
прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в
среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель,
а самый короткий - неделю и один день.
Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника
Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а
непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан".
Как правильно питаться в дни Петрова поста
Петров пост менее строг, чем Святая Четыредесятница: во
время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по
понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни.
В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни
памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также
разрешается рыба.
Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно
церковному преданию, приняли святое мученичество в один день – 29 июня (12
июля). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.).
Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим
в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников,
находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором
исходе из земной жизни: скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш
Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия
всегда приводили это на память (2Пет.1:14-15). С началом гонений, которые начал
император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не
лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней
Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь,
Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом
месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»),
в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа.
Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви
св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в
Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже
церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на
Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме
находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть.
Здесь исполнились
слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда
хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и
поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр
прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною(Ин.21:18-19). Как и Учитель, апостол был возведен на
крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском
холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками.
Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились
раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной
надписью на греческом языке: «Петр здесь».
О времени прибытия апостола Павла в Рим мы не знаем. Как
и апостолу Петру, Господь открыл Своему избранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия
настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а
теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в
день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:6-8). Благоговейная память христиан сохранила
место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит
посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность,
которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть
распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую
кончину апостолов к 67 г. по Р.Х.
Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный
Константин Великий в 324 году построил церковь.
Собор славных и всехвальных апостолов
Конечно, проповедь Евангелия было делом всех апостолов,
поэтому Церковь после праздника Петра и Павла, который изначально появился
среди римских христиан, на следующий день 30 июня/ 13 июля совершает память
всех 12 апостолов. В тропаре дня апостолы называются учителями вселенной.
Память каждого из апостолов празднуется отдельно в течении года и, по истечении
поста на следующий день после праздника Петра и Павла они празднуются все
вместе. Упоминание об этом празднике встречаются в начале IV века.
Император Константин Великий построил одноименный собор в Константинополе.