С 24 февраля
начинаются
подготовительные недели к
Великому посту. Притчей о
МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ Церковь
предостерегает нас от
подводных камней, в духовном шествии Великого поста.
Пример
фарисея -
формально исполняющего все заповеди, и
успокаивающего свою совесть соблюдением всех предписаний и канонов учит
нас
быть чуткими к голосу своей совести. Слабость ближнего, особенно таких
явных
грешников как мытарь: сборщика податей нечестно нажившего себе
состояние,
позволяет фарисею всякий раз самоутверждаться в мысли о том, что
действительно есть люди, которые
хуже его, а значит, он на фоне грешников в глазах Божиих выглядит
праведником. На этой
неделе в среду 27
февраля и в пятницу 1 марта нет поста. Этим действием мы укоряем не
только
фарисея, но и самих себя в привязанности к внешним добродетелям.
Пост – это
тяжелая борьба
с самим собой, во время которой нам хочется
успокоить голос своей совести мнимыми достижениями и
подвигами.
Именно поэтому молитвой мытаря «Боже, милостив буди мне,
грешному» мы
начинаем всякий день и теперь, перед постом она становится примером
молитвенного подвига, а также примером чуткости к голосу своей
совести.
В воскресенье
3 марта в
Церкви читается притча о БЛУДНОМ СЫНЕ.Память о
неисчерпаемом
милосердии нашего Небесного Отца помогает нам избавиться от уныния и
отчаяния в
своем спасении. Младший сын,
заставив
своего отца задолго до его смерти отдать полагающуюся ему часть
наследства,
ушел из родительского дома, чтобы как казалось ему тогда повзрослеть и
самоутвердиться. Однако неудачи, а также крушение всех надежд и идеалов
сломили
молодого человека так, что он был готов искать любую, даже унизительную
работу
и кормиться вместе со скотом их кормом. Он даже не
дерзал
помыслить о прощении Отца, то на что он рассчитывал при возвращении –
это место
наемника, или раба. Узнав о возвращении своего сына, отец встречает
своего
сына, устраивает для него пир и возвращает перстень, который в древности
был
символом принадлежности к семье. На казалось бы справедливый укор
старшего сына,
который оскорбился проявленным милосердием к младшему брату отец так
мотивировал свой поступок:
«брат твой сей был мертв и ожил,
пропал и
нашелся». Это значит, что духовная смерть и погибель
всегда
оживотворяются любовью и милосердием Божиим, который непрестанно зовет
нас на
духовный пир Евхаристии, совершаемой за каждой Божественной
Литургией.
10 марта
Неделя о СТРАШНОМ СУДЕ –
МАСЛЕНИЦА.
СТРАШНЫЙ СУД, а также
грядущее
испытание нашей совести на предмет милости и солидарности к ближним
предлагаются нам в третью, подготовительную неделю. Христос учит нас
видеть в
каждом без исключения человеке образ и подобие Бога. Скорбь обделенного
человека: алчущего, жаждущего, находящегося в темнице, в заключении –
это боль
и скорбь Христа. Поэтому милосердие, помощь и сострадание, проявляемое к
людям,
оказывается в их лице страждущему за нас Спасителю мира (от Матфея глава
25
стихи 31-46). Начиная с этой недели, мы перестаем вкушать мясо, а в
среду и
пятницу нет поста. Эта неделя называется Масленицей,
или же Сырной
седмицей. В западной
традиции, которая проникла в нашу повседневную жизнь она называется
карнавалом,
что буквально переводится славянским названием мясопустной недели.
Карне – мясо и вале
прощай. В субботу 9 марта совершается
молитвенное
поминовение усопших – РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА, когда Типикон предлагает
заупокойные богослужения. Перед началом поста мы должны примириться со
всеми: и
с живыми, и с отшедшими в мир иной за которых мы молимся в этот
день.
17 марта –
последний день
перед постом называется ПРОЩЕНЫМ
ВОСКРЕСЕНИЕМ.ИЗГНАНИЕ АДАМА из рая
напоминается нам
в последний день перед Великим постом. Адам и Ева были изгнаны из Рая
за
нарушение заповеди воздержания от вкушения плода познания добра и
зла.
Невоздержание в пище, в чувствах и в мыслях по слову отцов Церкви может
быть
преодолено постом и молитвой. С этими размышлениями мы входим на поприще
Великой Четыредесятницы. О смысле поста нам говорит воскресное
евангельское
чтение: постящийся на виду у всех получает награду здесь в этой
жизни от
тех, кто его видит и это, по словам
Христа, является лицемерием. Настоящий
пост должен вызывать в нас радостные чувства «чтобы явиться постящимся
не перед
людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий
тайное,
воздаст тебе явно» (Матф. 6: 18 стих).
Мы просим прощения у всех,
кого мы обидели и даже
у тех, на кого мы держим зло, чтобы исполнить заповедь Господню о
молитвенном
подвиге: «если ты принесешь дар твой к
жертвеннику и там вспомнишь,
что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред
жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и
принеси
дар твой2 (Матф.5:23-24).
|